Святитель Петр – первый московский митрополит, с чьим именем многие историки связывают начало объединения русских княжеств вокруг Москвы и скрепление их в единое государство. Он родился в благочестивой христианской семье в Галицко-Волынской земле. В семь лет он отправился учиться в монастырскую школу, но грамота ему поначалу не давалась. Мальчик очень тяжело это переживал, много молился Богу. Согласно житию, через некоторое время во сне ему явился человек в облачениях епископа. Он прикоснулся к его языку, после чего мальчик почувствовал во рту невероятную
сладость. После чудесного сновидения Петр быстро нагнал сверстников – столь легко ему стала даваться грамота. После окончания школы он решил удалиться в монастырь. Пройдя все полагающиеся иноку испытания, он был рукоположен в сан иеромонаха. Известно, что в обители святитель особенно полюбил искусство иконописания – он многого добился на этой стезе. Чувствуя потребность в уединении, Петр многие годы спустя взял благословение игумена и покинул монастырь. Он стал вести отшельнический образ жизни. На берегу реки Раты построил себе маленькую келью. Постепенно вокруг неё образовался монастырь, где Петр был избран игуменом. После кончины митрополита Киевского Максима Русскую Церковь возглавил святитель Петр. В то время Киев, считавшийся когда-то первым среди всех русских городов, всё более пустел. Город перестал восприниматься как главный политический центр. На смену ему пришли сразу два соперничавших между собой княжества – Тверское и Московское. Кроме того, после нашествия Батыя на Русь (1237– 1240) практически все князья оказались в положении вассалов Золотой Орды. Тот феодал, который обладал наибольшей экономической и политической мощью, должен был ещё и «понравиться» монгольскому владыке, чтобы получить от него специальный документ, «золотой ярлык», подтверждающий его главенствующий статус. Нередко это провоцировало тяжёлые столкновения между князьями: на пути к власти в ход шли любые средства – от коррупции и клеветы до прямой военной агрессии. И в Золотой Орде пользовались этим – ловко сталкивали русских князей лбами. Только Церковь выступала в качестве примирителя. Святитель Петр, став митрополитом, постоянно путешествовал по Руси, призывая князей к сплочённости, выступая дипломатом в сложных переговорах. Московское княжество в то время было наиболее безопасным местом. Сам святитель, нуждаясь в месте для уединённой молитвы, устроил в селе Высокое, на берегу реки Неглинной, монастырь в честь апостолов Петра и Павла. Так началась многовековая история Высоко-Петровского монастыря. В 1326 г. святитель Петр решил перенести в Москву <..............продолжение в № 52 на странице 3 ..................> |